Дизайн мобильных приложений правит рынком
Маркетинг
Разработка
27.09.2023
Дизайнер Neti.mobile Артем Кулаев рассказывает о том, как создать приложение, которое свяжет бизнес и целевую аудиторию всерьез и надолго. Приложения - не то, чем кажутся
Приложения - не то, чем кажутся
Артем Кулаев:
«В представлении многих дизайн мобильных приложений – это красивый визуал. На деле все немного сложнее. UX/UI-дизайнер создает интерфейс, который, во-первых, становится каналом коммуникации бизнеса и его аудитории, а во-вторых упрощает задачу пользователю, помогая ему легко и быстро пользоваться приложением»
UX/UI-дизайн (англ. user experience design – дизайн опыта пользователя; user interface design – дизайн пользовательского интерфейса) заключается в создании интерфейса, который эстетичен, понятен и комфортен в использовании.
Без качественного дизайна интерфейсов мобильных приложений даже правильно собранный функционал может остаться незамеченным или непонятым пользователем.
Казалось бы, эта задача легко решается уже известными средствами: нужно лишь взять шаблон сайта или его мобильной версии, уже хорошо знакомые целевой аудитории, и трансформировать в нужный продукт. Но специфика UX/UI-дизайна мобильных приложений не позволяет сделать это:
- Приложения технически отличаются от сайтов так же, как десктопы от смартфонов. Например, для размещения информации, которая видна на одном экране десктопа, нужно несколько экранов мобильного приложения (дизайн, кстати, влияет на количество отображаемой информации).
- Люди принципиально иначе взаимодействуют с мобильными устройствами, чем с компьютерами. Например, они хотят, чтобы контент был размещен так, чтобы ее можно было листать одним большим пальцем или привыкли, что меню в смартфонах находится внизу.
- Мобильная версия может не содержать всех функций, которые пользователи ждут сегодня от приложения.
То есть разработка дизайна мобильного приложения – это отдельный вид деятельности, который сочетает в себе аналитику, маркетинг, собственно дизайн и техническую часть.
Следуя за паттернами и трендами
Артем Кулаев:
«Дизайн мобильного приложения похож на решение сложных головоломок. Дизайнеры должны учитывать задачи бизнеса, потребности пользователей, их поведение, предпочтения и ожидания. Это элементы пазла, который нужно собрать так, чтобы получился удобный и интуитивно понятный интерфейс»
По данным Мобио, сложный интерфейс, отсутствие желаемых функций, плохая адаптация, отсутствие руководства по использованию, а также отсутствие стимулов для лояльности входят в топ причин, по которым пользователи удаляют приложение уже в первый месяц после установки.
Создание дизайна мобильного приложения может пойти не так, если:
- Не учтены паттерны, то есть сложившиеся модели, взаимодействия пользователей с приложением. Например, отсутствие вкладок с самым используемым функционалом или неочевидное расположение этих вкладок.
- От пользователя требуются когнитивные усилия, превосходящие обычные в таких случаях. Например, блок с информацией о кэшбэке или бонусах запрятан настолько хитро, что его нужно искать через поиск.
- Приложение недостаточно отвечает запросам целевой аудитории. Например, в приложении фитнес-центра не предусмотрены уведомления об изменениях в расписании занятий, или в приложении магазина шин нет возможности подбора по характеристикам машины.
- Не учтены особенности дизайна мобильных приложений для IOS, имеющего ряд отличий от разработки для Android, и других операционных систем.
Артем Кулаев:
«Визуальные тренды, например, шрифт, стиль картинки, анимированные персонажи, безусловно, важны, но они во многом индивидуальны - как для дизайнера, так и для их применения в конкретном проекте. В то же время существуют более общие закономерности проектирования UX/UI, применение которых помогает создавать лучший дизайн мобильного приложения»
Общие тренды дизайна мобильных приложений:
- Приятная картинка (включая шрифты, картинки, иконки).
- Создание «бесшовного» пути пользователя.
- Понятная и простая навигация.
- Геймификация: награды, выполнение простых шагов, сторителлинг.
Артем Кулаев:
«Геймификация - это и мощный промо-инструмент, и способ создания комьюнити приложения. В “Додо Пицца”, например, с помощью игры “Хвостики”, в которой надо было кормить виртуального питомца, провели благотворительную акцию по сбору средств для реального приюта бездомных животных. У Duolingo полностью геймифицирован процесс изучения языков. На мой взгляд, геймификация – один из самых интересных инструментов вовлечения пользователей»
Делаем для вас как для себя
Артем Кулаев:
«Дизайнеры, как правило, обладают большим опытом насмотренности. У меня сохранена целая галерея скринов с картинками или паттернами, которые мне понравились, и которые я в той или иной степени использую, и это способ создания удачных решений. Но было бы большой ошибкой опираться при разработке дизайна мобильных приложений лишь на собственный субъективный опыт. Я создаю дизайн, который нравится мне самому, но при этом всегда стараюсь поставить себя на место пользователя из целевой аудитории. До начала разработки я и наш аналитик проводим тщательное исследование»
Алгоритм работы с заказом на создание дизайна мобильного приложения в Neti.mobile:
- Заполнение брифа клиента. Здесь же проводится то самое исследование для определения задач, целей приложения на основе подробного интервью, которое проводят дизайнер и аналитик. Анализ конкурентов. Изучаются визуальный дизайн (UI), логика, паттерны поведения в аналогах создаваемого приложения.
- На основе собранных данных разрабатывается дизайн-концепция. Это общий образ будущего приложения.
- Дизайн-концепция прорабатывается более детально с помощью функциональной карты – текстового описания всех элементов приложения и последовательности действий пользователя.
- Дизайн макетов. На этом этапе прорабатывается визуал приложения в целом и отдельных функциональных элементов.
- Передача материалов фронтэнд-разработчику.
Критерии удачного дизайна
Артем Кулаев:
«При разработке мы практикуем индивидуальный подход: стараемся продумать уникальные фишки и стиль, создать определенную атмосферу (UI). В то же время есть случаи, когда лучший вариант – это общепринятое решение».
Например, если это небольшой бренд одежды, ориентированный на определенный покупательский сегмент, то ему скорее всего не нужны какие-то принципиально новые и сложные ходы. Есть определенные поведенческие паттерны (UX) его целевой аудитории и для того, чтобы приложение было эффективным, при разработке в Neti.mobile будут их придерживаться. Но если клиенту нужно приложение для решения комплексных многоступенчатых технологических задач, например, дистанционного управления производством или командой в узкоспециализированной компании, то решение будет таким же специализированным и специфичным.
Как заказчик может убедиться, что UX/UI-дизайн выполнен удачно?
Определенными показателями качества служат следующие критерии:
- Интерфейс решает поставленную задачу и проблемы пользователя (клиента).
- Интерфейс понятен пользователю (клиенту) без дополнительных подсказок и пояснения.
- Сложные процессы и большие формы разбиты на шаги или упрощены (прохождение процесса не путает, не затруднительно, не утомляет).
Один из самых эффективных инструментов живой проверки приложения - это юзабилити-тестирование. Оно помогает выявить необходимость изменений, затраты на внесение которых на этом этапе будет будут меньше, чем потери от выведенного на рынок продукта, который не найдет отклика у целевой аудитории. Эта опция не входит в стоимость разработки, использовать ее или нет решает заказчик.
Проанализировать эффективность уже запущенного приложения можно с помощью систем аналитики, которые, например, предлагает Яндекс, юзабилити-тестирования и интервью.
Артем Кулаев:
«Для меня признаками жизнеспособности приложения является комьюнити. Если пользователи общаются внутри приложения, оно на слуху, его обсуждают, делятся опытом – это значит, что решение востребовано и полезно. Кроме того, именно лояльно настроенное пользовательское сообщество решает одну из самых важных задач бизнеса – его популяризацию»